Прямолинейность остряков стрелочных переводов системы дистанционного управления (СДО) РЖД является критически важным параметром, обеспечивающим безопасность движения поездов. Контроль этого показателя осуществляется комплексом технических средств и методик.
Содержание
Основные методы контроля прямолинейности остряка
- Визуальный осмотр - проверка на отсутствие видимых искривлений
- Измерительный контроль - с применением специализированного инструмента
- Автоматизированные системы мониторинга - в составе СДО
- Лазерное сканирование - для точного определения геометрических параметров
Нормативные требования к прямолинейности остряков
Параметр | Допустимое отклонение | Метод контроля |
Прямолинейность рабочей грани | Не более 1 мм на 1 м длины | Линейка или лазерный нивелир |
Отклонение в вертикальной плоскости | Не более 2 мм на всей длине | Специальный шаблон |
Зазор в прижатом положении | Не более 1 мм | Щуп |
Технические средства контроля
- Контрольные шаблоны - для проверки профиля остряка
- Измерительные линейки - длиной 1 и 3 метра
- Лазерные измерительные системы - для точного определения отклонений
- Электронные дефектоскопы - для выявления внутренних дефектов
- Видеосистемы автоматического контроля - в составе СДО
Периодичность контроля
- Ежесменно - при осмотре стрелочного перевода
- Еженедельно - комплексная проверка с измерениями
- Внеочередной контроль - после прохода тяжеловесных составов или экстренного торможения
- Сезонный контроль - при значительных изменениях температуры
Последствия нарушения прямолинейности
Отклонение от прямолинейности остряка может привести к неплотному прилеганию к рамному рельсу, что создает угрозу схода подвижного состава. При обнаружении превышения допустимых норм немедленно вводится ограничение скорости или прекращается движение по данному стрелочному переводу до устранения дефекта.